Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 14.07.2025, 05:57

В 2023 году на базе МАОУ «Гимназия города Юрги» в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» создан Центр цифрового образования детей «IT-куб».
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
СТРАНИЦА ПСИХОЛОГА
ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

КРИЗИСЫ ПОДРОСТКОВ

Подростковый возраст . Возможные кризисы.

 Возможные «кризисы»

 Один из наиболее сложных периодов развития человека — подростковый. Он сочетает в себе дерзость и агрессию, чрезвычайную ранимость и невиданный эгоизм, легко появляющуюся психологическую зависимость и слепую веру в кумира. Это тот возраст, когда бесценный родительский опыт теряет свое значение и целиком отвергается.

Постоянная готовность к бунту, желание выделиться и дистанцироваться от родителей сопровождаются бурей противоречий. Этап формирования собственного “я” сопровождается не только переосмыслением собственных поступков и действий, а зачастую и явным противостоянием со взрослыми. Глубокие внутренние проблемы выходят за границы дозволенного и становятся источником многих форм отклоняющегося (девиантного) поведения и разнообразных нарушений личности.

 Кризис подросткового возраста

Подростковый кризис — особый период жизни человека, который характерен для перехода от возраста младшего школьника к младшему подростку. Российские психологи относят его к 13 годам. Точный возраст может изменяться индивидуально и зависит от влияния многих факторов окружающей среды.

С точки зрения психологии подростковый кризис наблюдается постоянно в течение всего подросткового периода, и протекает непрерывно с 11 лет до 21 года.

Основной признак подросткового возраста — перестройка личности как на физическом, так и на психологическом уровне

·      Отделение от родителей (стадия Я)

Иначе эту задачу называют сепарацией. Она ярко выражена у молодых людей в 10-12 лет.

·      На физическом уровне происходят немалые изменения:

начинается половое созревание;

активируется работа желез внутренней секреции;

начинают ускоренно расти мышцы;

укрепляется скелет, увеличиваются длина костей и рост;

появляется запах от тела и т.д.

Происходящие перемены часто пугают ребенка, иногда просто злят. Каждый день ему приходится мириться со своими новыми формами, реагировать на замечания окружающих о своей неуклюжести, непропорциональности.

·      Одновременно с телесными изменениями происходит глубокая перестройка мышления и взаимоотношений с родителями и сверстниками:отец и мать неожиданно утрачивают авторитет, перестают играть роль основных фигур в жизни; в поиске психологической защиты появляется агрессия — наиболее простой механизм реагирования, а также его различные формы — непослушание, бойкот, вызывающее поведение, дерзость в общении и др.;эпизоды агрессии периодически сменяются регрессией, т.е. возвращением к младшему возрасту, когда подросток становится плаксивым и раздражительным, его мучают страхи и чувство одиночества.

·      Индивидуализация (Кто я?)

Очередная проблема подросткового кризиса в 12-14 лет — изменение собственного “я”. Подросток пытается конкурировать уже не с мамой или папой, а со сверстниками, начинает ощущать свою половую принадлежность.

У девочек и мальчиков этот период проходит по-разному. Взросление в этот период зависит от позиции родителей, их скрытого насилия по отношению к ребенку. Юноша пытается почувствовать себя мужественным. Его переполняют чувства гнева и отрицания, он пробует алкоголь, сигареты, при этом ощущает себя независимым и совершенно автономным, отличающимся от сверстников.Не менее важным вопросом в этот период становится поиск своего образа, роли в жизни. “Какой я?— спрашивает юноша. — Как мне быть хорошим для всех вокруг?” Собственного образа еще нет, зато есть подсказка — нужно научиться подстраиваться под всех.

Поскольку стать хорошим для родителей, сверстников и учителей одновременно не получается, нарастает внутреннее раздражение. Приходит время надеть на себя маску, скрыть истинное лицо. Наиболее значимыми людьми в жизни становятся герои, спортсмены, актеры…

Расстройства поведения появляются тогда, когда ощущается угроза своей индивидуальности, предпринимаются попытки снять маску, показать себя настоящим.

·      Образование новых связей (За кем идти?)

14-17 лет — период формирования устойчивых предпочтений, привычек в общении и образе жизни, образования собственной морали. Парням нравятся девушки только определенного склада. Молодые люди испытывают страстное желание иметь верного друга, единственного на всю оставшуюся жизнь. Проявления подросткового кризиса — отсутствие взаимопонимания, которое приводят к чувству бессмысленности происходящего в жизни, ощущению полного краха.

·      Выбор жизненной дороги (С кем я? В чем моя роль?)

17-21 год — период окончательного взросления, осознание своей роли в человеческом обществе. Это время переоценки идеалов, осмысления достигнутого.

Ключик к многочисленным проблемам подросткового возраста лежит в детских конфликтах и страхах. Торможение развития, обращение к моделям поведения раннего детского возраста подсознательно дает возможность проработать нерешенные обиды и сложности, тем самым развить свое “я”, заполнить пробелы в понимании со стороны взрослых и таким образом переосмыслить собственную жизнь.

Если самостоятельно избавиться от детских проблем и переживаний не удается, не получается найти собственный стиль жизни и достичь взаимопонимания с близкими, стоит обратиться к специалистам.

Симптомы

Выраженность основных симптомов кризиса подросткового возраста у каждого индивидуальна, но общие черты наблюдаются почти у каждого подростка:

·      Снижается успеваемость и работоспособность. Особенности мышления и мировосприятия подростка непосредственно влияют на его успехи в основной деятельности. Ребенок теряет интерес к творчеству, пропадает мотивация к обучению. Невзначай брошенное замечание сверстника может резко снизить интерес к каким-либо дополнительным занятиям.

·      Негативизм. Всегда уравновешенный и покладистый ребенок стремится стать независимым, показать свою самостоятельность. Он становится вспыльчивым при незначительных внешних раздражителях, проявляет несдержанность в повседневных стандартных ситуациях. У некоторых подростков преобладают тревожные и пессимистические настроения, дети демонстрируют недовольство собой и окружающими, капризничают без видимой причины.

·      Реакции эмансипации. Подросток отдаляется от родителей, избегает их контроля, переключается на общение исключительно со сверстниками, всячески показывает свою независимость.

·      Самоутверждение. Появляется потребность общения с представителями противоположного пола. Главные кумиры и советники в жизни — друзья. Взрослые теряют свою значимость.

·      Поиск новых увлечений. Интересы ребенка становятся многогранными, но непостоянными. Необычные занятия заменяют школьные предметы. Увлечения относятся к интеллектуальной сфере (поиск информации в Интернете на различные темы), спорту (много времени отдается физическим упражнениям), эстетическим направлениям (занятия музыкой, философией, знакомство с духовными практиками).

У мальчиков преобладают:

агрессивность в общении с учителями и родителями;

внезапные бурные эмоции и перепады настроения;

ослабленное чувство страха, склонность к необдуманным поступкам;

желание быстро стать самостоятельными;

подражание взрослым мужчинам и попытки подстроиться под их образ жизни;

сильное влечение к женскому полу;

повышенная забота о собственной внешности.

Такие изменения частично связаны с повышенным уровнем гормона тестостерона. Невозможность соответствовать идеальному образу вызывает неудовлетворенность, раздражение, депрессивные симптомы.

У девочек подростковый кризис связан с другими проявлениями:

недовольство внешним видом — подростки считают себя недостаточно красивыми, чрезмерно увлекаются косметикой в стремлении совершенствовать свой образ, подражают знаменитостям;

желание быть в центре внимания — носят броскую одежду, перекрашивают волосы, наносят яркий макияж;

частая смена настроения — необычная веселость сменяется затяжной плаксивостью;

увлечение противоположным полом.

 

Основная задача родителей в этот сложный период — понять суть переживаний, отреагировать на ситуации подросткового кризиса пониманием и заботой.

 

Рекомендации

·      Даже при выраженных протестных настроениях у подростка он в душе еще остается ребенком и нуждается в защите и понимании. С наступлением подросткового возраста родителям пора перестраивать свое отношение к ребенку, отказаться от командного стиля общения и дать определенную “порцию” свободы.

·      Психологи советуют совместными усилиями преодолеть кризис и предупредить грубые отклонения в психологическом развитии и поведении подростка:

·      Демонстрировать всяческое участие и сопричастность к подростковым проблемам. Общность интересов позволяет ребенку обращаться за помощью к взрослым.

·      Проявлять интерес к новым занятиям и увлечениям подростка, обсуждать возникшее непонимание в жизненных ситуациях на примерах из собственного опыта, книг, фильмов.

·      Спокойно реагировать на бурные всплески эмоций, стараться перевести негатив в область юмора, не поддаваться соблазну вступить в открытый конфликт.

·      Доверять и давать свободу. У ребенка должно быть свое личное пространство. У психологов вызывает большое сомнение необходимость контролировать абсолютно все стороны жизни подростка, включая его телефонные переговоры и общение в соцсетях.

·      Стиль общения с подростком также необходимо менять:

·      Пора отказаться от нотаций и поучительного тона в разговоре. Они вызывают лишь дополнительный протест или отсутствие всякого интереса к беседе.

·      Свои замечания нужно высказывать ненавязчиво, без обвинений и угроз.

·      Вести разговор в спокойном доверительном тоне. Окрики совершенно неэффективны, вызывают обратную реакцию.

·      Вместо тотального контроля переговоров ребенка можно попытаться наладить общение через социальные сети. Ребенку привычно переписываться и в такой форме высказывать свои суждения.

·      Подростковый период — действительно трудное время для родителей и ребенка. Пережить его без существенных потрясений и осложнений можно при грамотном подходе к воспитанию и стилю общения с подростком. Даже при соблюдении всех рекомендаций отклонения в поведении все равно не исключены.

·      При выраженных признаках кризиса подросткового возраста усилий родителей и педагогов может оказаться недостаточно. Психологи и психотерапевты специализированной семейной клиники психического здоровья оказывают помощь в коррекции кризисных явлений. Сотрудники клиники используют профессиональные знания и опыт в восстановлении взаимопонимания между подростками и взрослыми, профилактике и лечении сложных поведенческих расстройств.

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?









.
МАОУ «ГИМНАЗИЯ г. ЮРГИ»Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz