Переход
от младшего школьного к младшему подростковому возрасту.
Этот период характеризуется
внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка. Возраст учащихся 5-го
класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Внутренние
изменения .
*Переход
из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в
жизни каждого школьника. Психологически этот возраст связан с постепенным
обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего
подростка.
*Путь
осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает
потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние,
и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется
в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям,
чувствам взрослых. Отсюда -конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток)
пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же
причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со
сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений,
усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения,
социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
*Именно
в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит
постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для
младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка
в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
*Умственная
активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в
деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех)
существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль:
высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки
и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном
случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая
физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития
различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную
нестабильность подростков.
Внешние
изменения:
НОВЫЙ
РЕЖИМ
НОВЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
НОВЫЕ
ПРАВИЛА
Трудности пятиклассников:
-
возросший объем работы как на уроке, так и дома;
-
новые требования к оформлению работ;
-
необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и
работать с ней.
Признаки
трудности в период адаптации:
2.
Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на
другие темы.
4.Нежелание
выполнять домашние задания.
5.Негативные
характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6.Жалобы
на те или иные события, связанные со школой.
7.Беспокойный
сон.
8.Трудности
утреннего пробуждения, вялость.
9.Постоянные
жалобы на плохое самочувствие.
Признаки
и суть дезадаптации
В
случае незавершенности процесса адаптации, не успешной адаптации говорят о дезадаптации
- реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
1)Интеллектуальная
- нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от
сверстников.
2)Поведенческая
- несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность,
асоциальное поведение).
3)Коммуникативная
- затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4)Соматическая
- отклонения в здоровье ребенка.
5)Эмоциональная
- эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
-Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
-Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
-Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
-Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
-Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
-Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
-Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
-Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
-Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.